Принципы родительской помощи при нежелании учиться

 

Нежелание учиться – серьезная проблема, которая может испортить жизнь ребенку и его родителям. С одной стороны мама и папа понимают необходимость получения образования и становятся перед выбором: либо разбираться в происходящем, либо заставлять ребенка учиться, либо пустить все на самотек. А с другой стороны есть ребенок с его проблемой, который нуждается в понимании, любви и уважительном отношении. «Как помочь ребенку самому захотеть учиться?» – вот важный вопрос, решить который можно приложив некоторые усилия.

 

Причины нежелания учиться и мотивирование ребенка

 

Родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться в детском саду, в школе и даже во время учебы в университете. Такая проблема возникает вследствие различных причин:

  •  трудностей адаптации в коллективе;
  • физиологической или эмоциональной неготовности ребенка к обучению, возникающей у детей, не достигших определенного уровня зрелости, то есть умственный возраст, развитие или состояние здоровья не позволяют ребенку «тянуть» программу обучения;
  • специфических нарушений развития навыков письма, чтения, счета и т.д.;
  • наличия врожденных или приобретенных проблем со слухом или зрением;
  • функциональных проблем головного мозга и ЦНС;
  • давления со стороны родителей и учителей;
  • отсутствия у ребенка представления о конечном результате его учебы;
  • неправильно подобранной программы обучения;
  • огромной нагрузки вследствие большого количества информации, предметов и прочее.

Важно выяснить причину нежелания учиться и потом принимать меры. Оптимальным будет обращение к специалисту, который определит ее и составит ряд коррекционных мероприятий. В любом случае помочь преодолеть этот период, конечно же, можно. Для этого, прежде всего, необходимо мотивировать ребенка. Это не обязательно должны быть материальные поощрения. Просто очень важно замечать достижения, хвалить за усилия, выражать неподдельную гордость и любовь.

 

Когда ребенок не видит смысла в учебе, поскольку не понимает, какие конечные результаты возможны вследствие получения образования, стоит показать на любых доступных примерах то, что благодаря знаниям становятся возможными разнообразные виды деятельности и открываются новые горизонты.

 

Важность совместного дела и ошибки, часто допускаемые родителями

 

Интерес к тому, что делает ребенок, должен присутствовать у заботливых родителей. Если Вы найдете занятие, от которого у маленького человека загораются глаза, а затем еще и примите в нем посильное участие, то добьетесь многих отличных результатов. Во-первых, покажете, что дела ребенка Вам не безразличны, во-вторых, в Вашем лице ребенок увидит друга, старшего товарища, а в-третьих – укрепите семейные узы. Там где люди объединены общим увлекательным занятием возрастает взаимное уважение.

 

При возникновении трудностей в процессе обучения родителям нужно взять на заметку, что есть ряд ошибок, которых лучше всего избегать, например:

 

- не стоит равнять своего ребенка на других детей, добивающихся успехов. Гораздо лучше сравнивать его с самим собой вчерашним, то есть говорить фразы типа: «Сегодня у тебя получилось сделать что-то гораздо лучше, быстрее, чем ты это делал на прошлой неделе»;

- не позволяйте себе нелестных высказываний в сторону учебного заведения и преподавательского состава, поскольку это подрывает авторитет учителей и усиливает антипатию к учебе. Кроме того не стоит спорить с преподавателем, даже если Ваша точка зрения сильно отличается. В противном случае можно привлечь к ребенку лишнее негативное внимание;

- не стоит пугать ребенка историями и примерами того, что будет вследствие плохой учебы. Поддержка и оптимистические планы на будущее – вот то, в чем он на самом деле нуждается;

- не нужно загружать все свободное время лишь выполнением домашних заданий. У ребенка должны быть свои увлечения, хобби и возможность игры на улице с друзьями.

 

Способы помощи при отсутствии желания учиться

 

В случае, когда у ребенка наблюдаются нарушения навыков чтения, письма, счета и т.д., педагоги и психологи проводят специальную коррекционную работу. Здесь необходимо развитие усидчивости, памяти, внимания, мышления. Если у Вашего ребенка есть заболевания глаз, проблемы со слухом, функциональные проблемы головного мозга, ЦНС или другие расстройства Вам не обойтись без квалифицированной помощи.

 

При систематических проблемах с успеваемостью возможно снижение уверенности в собственных силах. Чтобы помочь ребенку, выделите те сферы деятельности, которые в первую очередь нравятся ему, где он достигает результатов. Именно здесь стоит обращать внимание на каждый, самый незначительный успех.

 

При выборе кружков необходимо помнить, что те, которые ребенок посещает с удовольствием и выбрал самостоятельно, способны принести гораздо больше пользы и положительно влияют на успеваемость. Любимое занятие легко станет его личным стимулом.

 

Стоит создавать ситуации успеха. Можно пойти дальше и сделать своеобразный дневник успеха, куда будут вноситься значащие результаты деятельности ребенка. Такое внешнее средство может быть отличным помощником в подтверждении того, что ребенок способен на преодоление препятствий и достижение высот. При этом лучше не акцентировать внимание на промахах и меньше указывать на недостатки, поскольку их многократное перечисление не сделает ребенка умнее и сильнее.

 

Старайтесь передавать ответственность за поступки и их последствия самому ребенку. Однако к этому вопросу также следует подходить аккуратно. В младших классах школы ребенок еще не в состоянии самостоятельно справляться со всеми положенными на него обязанностями без помощи родителей.

 

 

Обучение - сложный процесс, который не протекает без подводных камней. В родительских силах помочь ребенку справиться с проблемой отсутствия желания учиться, только необходимо приложить усилия, прибегать за посторонней квалифицированной помощью тогда, когда малыш в ней нуждается, мотивировать его, помогать, гордиться достижениями, не наказывать сурово за промахи и, конечно же, любить.

Оставить комментарий

Комментарии: 0